Цель данного опуса — предостеречь молодого любителя мототехники от стандартных ошибок и ляпов, проходимых большинством, ставшим впоследствии отвязными квадроманьяками.

В большинстве случаев всё начинается с «хочу так же», увидеть квадрик можно на соревнованиях или на ютуб, и загореться идеей покупки сего агрегата. Мне известны только два случая моментальной покупки, и это два типичных случая: 1 — для понта — у соседа есть, я что, лох, что ли? 2 — спьяну, «прикольный агрегат, и стоит мало, надо купить». Правда, в этом случае при следующей же пьянке возникает другая мысль: «Нах не нужен, надо продать!»

В большинстве же случаев первый квадрик становится либо самым долго выбираемым и эксплуатируемым аппаратом, либо, что чаще всего, самым дешёвым при данных характеристиках вариантом. К сожалению, именно так чаще всего покупают свой первый мотовездеход будущие заядлые маньяки. Большинство начинает с дешёвой и малокубатурной техники, в основном «кЕтайского» производства, и это самая первая и существенная ошибка, ибо потом долгие накопления, долгие попытки продажи и только потом покупка новой техники с нужными характеристиками. Очень малый процент будущих владельцев проскакивают этот пункт, и только единицы сразу берут достойную полноприводную технику.

Итог 1. Ошибка номер один — малокубатурный, плохо продаваемый впоследствии китайский квадр.

После того, как конь уже есть, начинается «игра в автослесаря», иногда поломки по своей дури. Самое частое — сжигание стартера или реле регулятора напряжения, дальше — выбивание рычагов, шрусов, тяг и других элементов подвески или их разрушение из-за низкого качества последних.

Итог 2. Прежде, чем пытаться завести квадр, когда он этого не хочет, посоветоваться с более опытными людьми.

Итог 3 Не носиться сразу сломя голову и изучать рельеф местности потихоньку.

Как и большинство, Вы не повелись на уговоры продавцов на покупку кроссового шлема, перчаток, очков и мотобот, и если вы катали с таким усердием, что получилось повреждение подвески, то вполне реально и получение вами травм. А так как у вас нет экипа, это может закончиться и печально, увы, вплоть до летального исхода. Причём может и не быть технической неисправности, а просто несоблюдение техники рулёжки и отсутствие понимания реакции квадра на ваши действия вследствие отсутствия опыта, приводящее к перевороту на подъёме, опрокидыванию на бок или кувырканью через руль (одно другое и третье не исключает).

Итог 4. Не надеемся на «авось», покупаем хотя бы минимум экипа — шлем, очки и перчатки.

Итог 5. Хотя бы пару раз прочитали про технику вождения квадроцикла и порулили его на ровной поверхности.

Да, если квадрик новый, то его ещё надо и обкатать, при этом нельзя давать ему сильной нагрузки и нельзя ездить на одних оборотах.

Итог 6. Обкатываем технику перед «жестью», заодно и потренировались в рулёжке на малых скоростях и разных оборотах.

В большинстве случаев обкатываться вы будете на том, что на юридическом языке часто называют ДОП — дорога общего пользования. На самом деле, в законе есть просто термин «дорога», и при точном рассмотрении получается, что всё с обозначенным направлением возможного движения — это уже дорога, и, соответственно, вы на дороге, и участник дорожного движения; и тут уже возникаю юридические вопросы. По текущим законам, на сегодняшний день (март 2011) существуют два понятия — мотовездеход и квадрИцикл. Понятия «квадроцикл» в Российской Федерации законодательно нет. И те, и те относятся к категории А, но в разных ведомствах — ГИБДД и ГТН. КвадрИциклы при ввозе в РФ получаю ПТС (Паспорт транспортного средства) и приравниваются к мотоциклам, могут полностью легально передвигаться по ДОП, при наличии всех документов как у мото. Мотовездеходы же получают ПСМ (паспорт самоходной машины) и попадают в компетенцию ГТН (гостехнадзор), и для управления ими нужны УТМ (удостоверения тракториста-машиниста). Здесь всё, на первый взгляд, немного сложнее — непонятные права «баяниста-тракториста», ГТН и запись в правах «внедорожные мотосредства». На самом деле, всё намного проще. Расхожее мнение, что мотовездеходам (по мнению некоторых инспекторов ГТН) запрещено ездить по ДОП, является на данный момент сугубо индивидуальным мнением отдельно взятого инспектора, основанного на правилах регистрации самоходных машин. Наказание же за выезд на ДОП не прописано ни в одном документе, и в КОАП (кодекс об административных правонарушениях) нет статьи, в которой прямо прописан штраф за езду на мотовездеходе по ДОП, по крайней мере, в 12 главе, по которой может штрафовать ГИБДД, кроме пункта 12.1. Но есть расплывчатый (почти резиновый) пункт 9,3, по которому можно наказать любого тракториста, а по законодательству, мотовездеход — это самоходная машина (проще говоря, трактор), но сделать на дороге это может только инспектор ГТН (которые на дорогах обычно не водятся). Именно благодаря этому заблуждению, проникшему в корни квадрообщества, многие квадроциклисты попадают в неприятную ситуацию, а именно: в очередной раз поехав на покатушки и взяв с собой только ПСМ, встретив инспектора ГТН или на дороге — ГИБДДшника, он «попадает» на деньги и вынос мозга. А суть тут в следующем: по закону мотовездеход надо зарегистрировать в ГТН в течении 5 дней с момента покупки, за невыполнение этого требования на вас могут наложить штраф, как ГТН, так и ГИБДД, по 12 главе КОАП. Помимо этого, большинство не знает или умышленно не делает права (УТМ) и попадает на бОльшие проблемы и деньги, хотя сдать на них проще, чем ОБЖ в школе (штраф за отсутствие УТМ 2500р ст 12.7 ч.1). Далее следует штраф за отсутствие талона ГТО (гостехосмотра, один в один как на машине, но другого цвета), но данный штраф имеет право выписать только инспектор ГТН(но не по статье 12.1, а по 9.3), а ГИБДД права на это не имеет (смотри примечания к статье 12.1). Далее всё зависит от грамотности ГИБДДшника или позиции инспектора ГТН по поводу легальности мотовездехода категории А на ДОП. Большинство инспекторов ГИБДД не знает о необходимости ОСАГО для данной техники, а инспектора ГТН, уверенные в запрете езды мотовездеходам по ДОП на основании слова «внедорожные» в правилах регистрации СМ, считают, что ОСАГО им не нужно. Но, опираясь на закон об ОСАГО и термин «дорога» (мы-то уже знаем, что практически всё в РФ — дорога), и мы, находясь на ней, — участники дорожного движения, и нам, следовательно, нужен полис ОСАГО. Насчёт допуска мотовездеходов к дорожному движению уже есть кассации арбитражного суда, в которых говорится, что гостехнадзор, выдавая талон ГТО, выполняет допуск самоходных машин к участию в дорожном движении, но многие вольнодумцы среди инспекторов не считают это документом, не требуют ОСАГО и лепят штрафы по расплывчатой 9.3 за езду по ДОП.

Итог 6. Регистрируем технику в ГТН.

Итог 7. Получаем права и талон ГТО.

Итог 8. Делаем ОСАГО (страхуем как трактор, страховщики не знают слова «мотовездеход» и шарахаются от «квадрик»)

Для справки, за езду без ОСАГО по ДОП теперь могут снять гос номер помимо штрафа по статье 12.37 ч.2 КОАП. А за номер в кофре штраф 5000р.(КОАП ст. 12.2 ч.2); т.е., если техника зарегистрирована, но номер не висит на квадрике, при этом если он даже плохо читаем или закреплен не по ГОСТу, то вы экономите 4500р, влетев только под статью 12.2 ч.1 КОАП. Причём на дороге это может сделать любой инспектор ГИБДД без привлечения инспектора ГТН.

Итог 9. Либо не выезжаем совсем на дорогу, либо до поля возим квадр на прицепе, либо делаем ОСАГО. Но учитываем, что в поле наличие ОСАГО может проверить инспектор ГТН и также снять номера.

Итог 10. Как угодно, но вешаем номер на зад квадра, желательно чтоб была штатная его подсветка, сами подсветку не ставим ибо так можем попасть под статью.

Иногда мы натянем шлем и летим, и так прикольно лямки развеваются на ветру, но помимо того, что не застегнутый шлем в случае падения слетает с головы и не поможет, существует и другая сторона медали, а именно статья КОАП 12.6. Вообще, по этому поводу мнения разнятся, кто-то говорит что могут оштрафовать, кто то — что на самоходный машины этот пункт не распространяется, но учтите: если у вас автокатегория А и КвадрИцикл с ПТС, то тогда эта статья точно про вас.

Итог 11. На мотовездеходе, как и на квадрИцикле, для своей безопасности надеваем и застёгиваем шлем, а в случае отсутствия оного — при движении на мотовездеходе можем попытаться отмазаться, на квадрИцикле же платим штрафы.

Дальше начинается более интересная тема, но касается это только мотовездеходов с ПСМ (коих, на самом деле, намного больше), а именно — движение по автомагистралям, дороге для автомобилей и под знак движение тракторов запрещено, данные запреты не касаются техники с ПТС. ПДД РФ запрещают движение СМ под данные знаки, а наказывают за данный проступок штрафом в 300р по ст.12.16 ч.1 КОАП.

Итог 12. Не ездим на мотовездеходе по МКАДу и под описанные знаки.

Мы всё соблюли, но так сильно хочется доехать до болота побыстрее, что мы начинаем ехать между машин, но за это тоже нас могут наказать как и любого байкера, а именно на 500р. по ст. 12.15 ч.1

Итог 13. Гоняем, внимательно смотря перед собой — нет ли скучающих ГИБДДшников.

Убегать в любом из описанных случаев нежелательно, особенно если вам махнули палкой, а вы плохо знаете район или там нет преград, которые не сможет преодолеть патрульная машина, ибо если вас догонят, то по закону штраф 500р. (ст. 12.25 ч.2), но многих инспекторов бесит наш брат и есть случаи даже применения огнестрельного оружия в попытках остановить убегающего.

Итог 14. Поберегите себя, вас ждут дома родные, не убегайте.

И, чего скрывать, — многие катают, «приняв на грудь», но немногие знают, что попадись вы — ВАС лишат всех прав, в том числе и автомобильных, независимо от того, на чём вы ехали и есть ли у вас УТМ, или автоправа категории А для случая квадрицикл с ПТС.

Итог 15. Не катаем пьяными.

Ну и, наверное, последнее, попытки сделать из одноместного японца двухместный путем установки кофра типа «трон». Данный тюнинг меняет развесовку квадра и катать пассажира на нем по бездорожью не рекомендую, да и вообще при установленном заднем кофре будьте аккуратнее на подъеме, чтоб не перевернутся. Для уменьшения вероятности, распределяйте груз в задний кофр и на перед квадра примерно одинаково, не забыв учесть вес самого кофра